Приднепровская ТЭС против жителей Днепра: вторые общественные слушания

28 Березня, 2018
Posted in Новини
28 Березня, 2018 admin

Приднепровская ТЭС против жителей Днепра: вторые общественные слушания

28 марта, в ДК «Энергетик» состоялись уже вторые общественные слушания по вопросу экологичности работы Приднепровской ТЭС. В этот раз стороны пришли уже с более конкретными решениями, но сказать, что ситуация разрешена – пока увы рано.

Словами активиста группы «Save Dnipro» Ирины Черныш вкратце напомним ситуацию вокруг станции:

«Станция является самым крупным загрязнителем города Днепр и производит промышленных выбросов от 60 до 80% (от общего объема) в зависимости от времени года. Эта станция очень старая, и находится в черте города миллионника. Ее воздействия на жителей очень большое, и не только за счет выбросов из труб, но и отходов в черте города – в том числе отходы шлаконакопителя в реке Шиянка где уже накоплено около 11 млн тонн отходов и на отвалах балки Западная. Если поделить эти отходы на всех жителей Днепра, то на каждого выйдет по одной 20 тонной фуре. На протяжении долгих лет мы принимаем участие в различных круглых столах, обсуждениях, меморандумах с требованием к станции выполнить свои приватизационные обязательства. В 2012 году «Днепрэнерго» был приватизирован компанией «ДТЭК». Тогда компания взяла на себя обязательства по соблюдению природоохранного законодательства, установке пыле-, газо- и сероочистном оборудования на все энергоблоки. И работы должны были закончиться не позже 1 января 2015. По условиям была предусмотрена установка онлайн-мониторинга на котлы, трубы и границу санитарной зоны. На сегодня это не выполнено. Условия несколько раз переносились. Станция получала разрешения на переносы сроков. Когда в прошлом году станция обратилась за разрешениями на выбросы то мы активно включились в процесс обсуждения. На сегодня станция не получила разрешения на выбросы. Сегодняшние слушания проходят по инициативе министерства экологии. Станция уже второй раз предлагает вариант условий, на которые они готовы пойти. Мы же выдвигаем условия, которые предусмотрены приватизационными документами. Все что сегодня будет сказано будет положено в проект оценки влияния на окружающую среду. Будет являться законом для предприятия на ближайшие годы.

«Компромисс» от ДТЭК

Ирина Вербицкая, руководитель департамента экологической безопасности «ДТЭК Энерго» представила доклад о влиянии станции на окружающую среду и ответила на предложения активистов:

«Сейчас на станции работают 5 энергоблоков общей мощностью 910 МВт. Проектный уголь был марки АШ, но в связи с блокадой Донецкого региона, мы должны были перейти на газовый уголь. Отчет о влиянии на окружающую среду подготовили специалисты компании «Экспертный центр». И основной вывод который можно увидеть в отчете это то что при реализации проекта перевода блоков на газовые угли увеличение влияния на среду не предусматривается. Не повлияет на микроклимат, земельные, водные ресурсы и воздух. Предусматривается при этом уменьшение объемов выбросов вредных веществ. Согласно проекту, который был разработан на перевод блоков 7 и 8 на газовые угли предусматривалось что выбросы на 7 энергоблоке уменьшатся на 6,8%, а на 8 энергоблоке на 8,2%. Поскольку блоки были переведены на газовую марку угля еще в прошлом году то у нас была возможность сделать фактические измерения выбросов загрязняющих веществ. По 7 блоку фактические выбросы уменьшились на 44%, по энергоблоку № 8 выбросы уменьшились на 50%. Это произошло благодаря качественные показатели сжигаемого угля. Общие выбросы по ТЭС за 2 месяца этого года по сравнению с аналогичным показателем прошлого года уменьшились на 30%. Разрешение на выбросы действительные на 31 декабря 2017 года устанавливают нормативы по выбросам. Для газовой марки угля эти нормативы выше, но у нас они получились ниже. По пыли – установленные технологические нормативы составляют 1300 мг/м куб., в разрешениях на 31.12.17 это 1067 мг/м куб., а у нас 790 мг/м куб. Аналогичные показатели и по сере и газу.

За последнюю неделю было внесено несколько предложений и замечаний. Про расчеты нормативов по выбросам энергоблоков 7, 8, 9 и 10 и параметры выбросов по всей станции – эти замечания мы учли и в документы ОВД это внесено. По установке системы мониторинга оценки качества воздуха – это замечание полностью тоже учтено. Сейчас мониторинг у нас есть двух видов – после установки пылеочистного оборудования, все оборудование будет обустроено системами мониторинга качества воздуха. Нами уже подготовлена и согласована проектная документация по установке систем мониторинга на границе санитарной зоны Приднепровской ТЭС. До июля этого года работы все будут выполнены и все данные будут передаваться в интернет. Оборудование уже закуплено. Четвертое – нас просили включить в перечень мероприятий установке газо и пылеочистного оборудования и нас просили обеспечить раздельный сбор и хранение антрацитовой и газовой марки угля. Мы тоже учли эти замечания и предлагаем следующие мероприятия – разработать проект установки электрофильтра на энергоблоке № 8 в 2019 году и выполнить работы в 2020 году. В будущем году на газовую марку угля будет переводиться 11й энергоблок. Работать всего лишь двумя энергоблоками мы не сможем. Вчера мы пояснили что работа только 7 и 8 энергоблока возможна только при форс-мажорных ситуациях. И только если 9, 10, и 11 энергоблоки будут не работать. Азото и сероочистка на 7 и 8 энергоблоках устанавливаться не будет потому что согласно нынешнего законодательства Украины и Нацплана по сокращению выбросов эти блоки включены в перечень блоков что будут выведены из эксплуатации через 20 и 40 тыс. часов. Мы понимаем необходимость сокращения выбросов, поэтому мы берем обязательство не сжигать уголь с содержанием серы выше 1,3%.

По золошлаковым отходам, мы получили предложение от общественности по уменьшению складирования отходов и увеличения утилизации отходов газовой марки угля до 15 тыс. тонн. И сейчас предлагаем провести проектные работы в 2019 году. Мы предлагаем подготовить проект благоустройства территории и озеленения территории золоотвалов в русле реки Шиянка. Общественность предложила высадить 1000 деревьев, мы предложили высадить 300. И это спорный вопрос – мы готовы высаживать по 300 деревьев в год. Но у нас сомнения – хватит ли там территории чтобы высадить столько деревьев. Этот же проект позволит провести консервацию золоотвала.

Наши водные проекты – планируется реконструкция ливневой канализации в 2018-2019 году, установка автоматизированной системы водоподачи и водоотвода, замена аварийных участков золошлакопроводов. Еще одно замечание – что Приднепроская ТЭС имеет переполненный золошлаконакопитель. Это замечание было тоже учтено в ОВД. Также было замечание что Приднепровская ТЭС осуществляет несанкционированные сбросы в реку Шиянка. Это замечание было отклонено потому что информация является недостоверной. У нас действует дренажный канал, который делает невозможным подтопление села Чапли. По золошлакам – до 2020 года мы увеличим количество золошлаков которые будут отбираться (на утилизацию или реализацию) до 100 тыс. тонн. Мы создадим техническую возможность, но количество зависит от возможности строительного рынка потреблять определенное количество золошлаковых материалов. И наконец – про не допуск экологической инспекции. Уверяю, что если у них будут правильно оформлены все документы, то проблема даже не возникнет».

Эмоции и холодный ум

В этот раз аргументы некоторых жителей Приднепровска были и эмоциональное и жестче. Порча питьевой воды в колодцах, подтопления, невозможность вести подсобное хозяйство – лишь часть претензий. Вот что рассказала Юлия Терещенко, житель поселка Чапли.

«У меня в руках документ проектного института «Теплопроект» датированный 70-ми годами. В нем они вместе с депутатами и комиссией давали заключение что в Чаплях всегда стоял вопрос по поводу подтоплений. Еще тогда «Теплопроект» давал рекомендацию и давал проекты по дренажам и ливневкам которые находятся в Чаплях. Отдельным условием к Приднепровской ГРЭС было еще тогда содержание этих дренажей и очистка от ила, поросли – всего что мешало проходить воде. На сегодня никакая помощь по прочистке дренажей не делается. Сверху давит балка, здесь река Шиянка. У меня на фотографиях – стоит дед на берегу чистой реки Шиянка. Это та которая сейчас засыпана шлаками и заросшая амброзией. Слева у нас шлаки, справа золоотвал. Мы этим дышим, и мы в этом тонем. А сверху нас накрывает дым, идущий с ваших труб. За Чаплями со стороны балки Западная были фруктовые сады. Они сдерживали золопыль что подымалась из отвалов. Сейчас этих деревьев нет. Начнется летний ветер и все это будет на наших телах, на наших окнах».

Ирина Вербицкая ответила, что они предоставят Юлии письменный ответ на этот комментарий, и что «ДТЭК» использует станцию только с 2012 года. А по золошлакам добавила, что ДТЭК готовы отдавать шлаки бесплатно, и компания заинтересована в том, чтобы утилизировать свои отходы и не платит за них экологический налог.

Активист группы «Save Dnipro» Ирина Черныш прокомментировала это так: «В числе прочих переговоров одним из самых важных вопросов были золошлакоотвалы в балке Западная и реке Шиянка. Всего 25 млн тонн отходов. На сегодня законодательство предусматривает что собственник может дать оплату, фирме которая их утилизирует. Вывезет с тех территорий где они находятся. Или реализует, продаст эти отходы если их использует в строительстве. Мы настаиваем, что если компания не может реализовать отходы, то она должна платить за вывоз отходов с этих мест. Чтобы не наносить ущерб воздуху, грунтам, воду, здоровью людей. 15 тыс. тонн отходов это месячная норма, тот порог, который позволит не увеличивать нагрузку на грунты, воду и так далее. Поэтому мы требуем такие объемы.

В пределах станции – полукилометра, километра находятся детские сады, школы, оздоровительные учреждения. Но влияние станции распространяется на десятки километров вокруг. В нашем районе есть такое заведение – «Детский туберкулезный санаторий» где дети должны оздоровляться. Но такая нагрузка со стороны станции для них очень вредная. В свое время, когда компания ДТЭК покупала «Днепрэнерго» они брали на себя обязательства по серо и газоочистному сооружения. Сера, когда соединяется с водой, превращается в серную кислоту, а что такое кислотные дожди наверняка знают все. На 7 и 8 энергоблоках мы требуем установки пылеочистного оборудования в 2019 году и вместе с ними серо и газоочистки, и мониторинга на трубе. На блок № 9 мы требуем поставить в 2018 году оборудование серо и газоочистки. Энергоблок № 10 – в 2018 требуем установку электрофильтра, мониторинга «на трубе», и тоже серо и газоочистки. Повторюсь что мы не призываем закрыть станцию. Мы просто хотим получить право на более здоровую жизнь, право дышать более чистым воздухом»

Еще один член группы «Save Dnipro» Артем Романюков привел абсолютно верную аналогию в отношении мусора, который оставляет ТЭС:

«Последние пару дней шли нелегкие переговоры с ДТЭК и с министерством и есть понимание того что в этом году будет установлен электрофильтр на один из блоков. И надеюсь, что следующие фильтры будут установлены на 7 и 8 энергоблоки – предприятие обещает вывести выбросы в одну, более высокую трубу и установка фильтров на нее. Почему это надо сделать до 2020 года? Потому что к тому времени пройдут выборы, и мы уверены, что господин Ахметов рассчитывает на некую смену «карточного расклада» и естественно, что все максимально откладывается до 2020 года.

А по отходам, когда я слышу, что на отходы нет спроса, это мне напоминает следующую картину. Прихожу я к вам домой и говорю «можно я тут свой мусор оставлю, и завтра заберу?». Завтра вы выходите, а мусор там стоит. Вы подходите и говорите: «Артем забери свой мусор!», а я отвечаю «Хотел его продать, но спроса нет. Поэтому он полежит у тебя еще лет 100». И продолжаю складировать мусор. Это не проблемы местных жителей и города. Это проблемы станции. Поэтому по золошлаконакопителю мы пришли к выводу что проще всего его отдать в консервацию, засевать грунтом, и какими-то травами. Здесь мы все киваем головой, но точных дат никаких нет. Тоже самое, как и с защитой от подтопления».

Как бы там ни было в результате всего обсуждения Министерство экологии подготовит отчет, в котором зафиксирует абсолютно все замечания, вопросы, которые появились в ходе обсуждения. На все вопросы и замечания компания должна будет подготовить ответы. И далее после длительной процедуры согласования отчет включается в проект Оценки влияния на окружающую среду. То, что там будет принято, попадет во все разрешительные документы. Что станет «законом» для предприятия. А мы продолжим следить за ситуацией и обязательно поделимся всеми подробностями.

https://dengi.informator.ua/2018/03/28/pridneprovskaya-tes-protiv-zhitelej-dnepra-vtorye-obshhestvennye-slushaniya/